Учёные рассказали о перспективе ямальских кочевников, отказавшихся от чумов
Учёные рассказали о перспективе ямальских кочевников, отказавшихся от чумов. Так, по мнению научного сотрудника Александры Терехиной, Ямал выгодно отличается сохранением традиций семейного кочевания.
Ученые рассказали о перспективе ямальских кочевников, отказавшихся от чумов. Так, по мнению научного сотрудника Александры Терехиной, Ямал выгодно отличается сохранением традиций семейного кочевания.
Ранее стало известно, что ненцы из Тазовского района отказываются от традиционного жилья - чумов. Привычным сооружениям молодые кочевники теперь предпочитают балки, легко транспортируемые мобильные дома с печью.
Этот момент вполне мог стать поворотным в истории кочевого народа и повлиять на изменение прочих исторически сложившихся традиций. Однако ученые не видят причин для глобальных перемен в жизни КМНС Ямала, а бытовое ноу-хау считают естественным процессом.
«В разных сообществах и регионах все складывается по-своему. Тем более существует много причин, влияющих на жизнь кочевников. Жизнь и традиция изменяются - это естественный процесс. На мой взгляд, ключевым является сохранение семейного кочевания. Как показывает история многих других северных регионов, после советской программы перехода на оседлость женщины и дети «исчезли» из тундры, а с ними постепенно и традиционное кочевание. Но в ЯНАО ситуация другая. Кроме того, я общалась с таймырскими ненцами и долганами, кочующими в балках, им это не мешает заниматься оленеводством всей семьей. Хотя, по моим личным впечатлениям, в чуме гораздо привычнее и просторнее», - отметила в беседе с N24 младший сотрудник Арктического научно-исследовательского стационара УрО РАН Александра Терехина.