Реставраторы рассказали, как восстанавливают черепицу для Федоровского городка
Восстанавливать керамические изделия – особая задача для реставраторов. Там важно воссоздать и технологический процесс, и точные оттенки оригинала. Требуется знание химии, физики высоких температур и особое наитие.
Восстанавливать керамические изделия – особая задача для реставраторов. Там важно воссоздать и технологический процесс, и точные оттенки оригинала. Требуется знание химии, физики высоких температур и особое наитие. Однако даже когда опытный образец идеален, не все складывается гладко. Об этом «Петербургскому дневнику» рассказали в реставрационной мастерской «АртКорпус».
«Кажется, что ты уже приблизился к оригиналу, еще чуть-чуть и… И на то, чтобы сделать последний шажок, могут уйти месяцы напряженной работы, пока тебя, что называется, не осенит. Но даже если на отдельных пробниках наконец получилось добиться нужных цвета и качества глазури, то в процессе производства керамика опять запросто может подложить свинью», – рассказала руководитель цеха керамики мастерской Наталья Лашхия.
К примеру, сохранившиеся пластины керамической черепицы для Федоровского городка были в плохом состоянии, и их демонтировали. Между тем доказано, что такая черепица покрывала весь городок, а не отдельные здания, как сейчас. И теперь необходимо изготовить около 40 тысяч пластин.
Но объем – не самое сложное в этой задаче, пояснила Наталья Лашхия. Нужно восстановить и цвет, а это огромный диапазон бирюзы – от зеленого до синего.
Технологий и информации о способах производства не сохранилось. Неизвестно даже, кто изготовил черепицу. Но в мастерской сумели повторить этот цвет.
«Тот кусочек бирюзовой керамики с точками и крапинками, который во всем совпадает с историческим образцом, теперь для меня как драгоценность. А придуманный мной рецепт – теперь секрет нашей мастерской», – рассказала Лашхия.
Теперь кровля Федоровского городка переливается всеми оттенками бирюзы, как и почти сто лет назад.
Сложнее пришлось с воссозданием интерьеров покоев семьи Николая II в Александровском дворце. Ничего не сохранилось, мастера могли работать только по результатам историко-архивных изысканий, по архивным записям, фотографиям, сделанным в начале двадцатого века, и небольшим кусочкам керамики, обнаруженным в перекрытиях при снятии полов.
«Зато теперь та же Мавританская гостиная – это настоящий праздник керамики. В Александровском дворце вообще то, что ее касается, – это на 90% наша работа. И самое для нас ценное, что наши усилия получили, так сказать, «высочайшее одобрение». Оказывается, существует огромный фан-клуб династии Романовых. Он, по большому счету, состоит из молодых людей. Но я была поражена объемом их знаний и степенью погруженности в тему. Они даже знают, какой формы чернильница стояла на столе Николая II. Так вот эти ребята писали мне лично, что они в восторге от нашей работы», – рассказала руководитель мастерской.
Подписывайтесь на Ямал1 в VK, ОК и следите за главными новостями Ямала в нашем telegram-канале.