С Ямалом у нас самое широкое взаимодействие! ВИДЕО
Специальный корреспондент «Ямал 1» пообщалась с директором Института народов Севера Софьей Урун
Уже более 90 лет в Петербурге работает Институт народов Севера. Свою деятельность он осуществляет в структуре РГПУ имени Герцена. Главная миссия Института — это подготовка кадров для регионов Севера. Все эти годы здесь обучают специалистов по родным языкам и культурам. Сейчас профессиональную подготовку проходят 22 этноса, чтоб потом, вернувшись на Родину, преподавать в школах своего региона. Специальный корреспондент «Ямал 1» Евгения Булатова пообщалась с директором института, кандидатом культурологии Софьей Александровной Урун. Она рассказала о своих студентах, специальностях, которые они получают в стенах вуза, воспитательной работе, молодежных проектах и об известных выпускниках.
— Софья Александровна, здравствуйте, давайте начнем с истории, когда образовался Институт народов Севера? Каковы его функции, какая миссия?
— Официальной датой основания Института народов Севера считается 1930 год. Изначально был Комитет Севера, который ставил задачу вырвать коренные народы из вековой культурно-экономической отсталости. Принести образование в самые удаленные регионы. И как это можно было сделать? Это можно было сделать через местное население, которое необходимо было обучить, в первую очередь готовили, наверное, таких политически активных деятелей, которые бы рассказывали нашим народам о том, что власть поменялась, что теперь власть Советов. Таких готовили специалистов на рабфаках, в то время было также северное отделение. И, в конце концов, сформировался такой Институт народов Севера. Который существовал при Институте живых восточных языков, при ЛГУ, и, в конце концов, он теперь в структуре РГПУ имени Герцена находится уже более 90 лет.
Наша миссия — это подготовка кадров для регионов Севера, все годы своего существования институт готовил специалистов по родным языкам и культурам. Сейчас у нас обучаются 22 этноса, они изучают свои родные языки. Мы продолжаем эту миссию подготовки кадров для Севера.
— От истории перейдем к современности. Как институт сотрудничает с Ямалом, сколько студентов оттуда приезжает?
— Мы ведем такую статистику. Более 130 человек в РГПУ имени Герцена — с Ямала. Институт народов Севера, конечно, занимается представителями северных этносов. На Ямале это селькупы, ханты и, конечно, ненцы. У нас обучается 24 ненца и три ханта, еще двое ребят обучаются на других факультетах. Это факультет экономики и институт физической культуры и спорта. И мы, конечно, тоже с ними работаем, воспитательная деятельность у нас распространяется на все факультеты. С Ямалом у нас самое широкое взаимодействие. В основном, конечно, по линии целевого приема мы работаем с департаментом по делам коренных народов, с Институтом развития образования, с Ямальским многопрофильным колледжем. Мы связаны со многими школами, откуда к нам поступают ребята, то есть это ежегодная, постоянная, непрекращающаяся работа. Есть специалисты по коренным народам в каждом субъекте при министерстве. Мы знаем, кто эти специалисты, их номера у нас прямо в телефоне, мы в «Ватсапе» переписываемся. Они выявляют абитуриентов, сообщают их координаты. На сегодня у нас 93 желающих поступить в РГПУ имени Герцена. То есть, в принципе, мы понимаем, что мы закроем свои места. Это контрольные цифры приема, выделяемые Министерством просвещения. От регионов зависит, как они отработают этот момент. Мы ориентируемся на выпускников колледжей, которые с удовольствием к нам приезжают. Это Надымский и Ямальский колледжи, приезжают ненцы с Таймыра. Вообще со всего Севера и многопрофильных колледжей приезжают ребята. Но на места общего конкурса, конечно, может быть конкуренция из тех ребят, которые поступают из Петербурга, тоже интересуются североведением, Арктика — сейчас популярная тема. И очень интересные бывают ребята, и некоторые даже остаются работать в Институте народов Севера. У нас многонациональный институт. Ребята узнают особенности культуры друг друга, вообще такая этнокультурная среда создана, благодаря которой они могут на свою культуру посмотреть с точки зрения постороннего человека. Потому что когда он в селе, ему это кажется какими-то «бабушкиными сказками», чем-то устаревшим, архаичным, никому не нужным. А сюда они приезжают и видят, что ага, многие так живут, это первое их осознание, что они не одни такие. А второе осознание — то, что это имеет такую ценность, потому что преподаватели у нас из Кунсткамеры, из Российского этнографического музея, из Института лингвистических исследований, из Академии наук. И они в восхищении, они говорят, у вас такая культура, вы все сохранили все эти элементы древние. И они начинают смотреть глазами этих ученых и ценить свои культуры, и возникает у них желание это сохранять и развивать.
— Давайте о студентах поговорим, кто они, студенты вашего института и по каким специальностям они обучаются?
— Наши специальности — традиционно это образование в области родного языка и этнокультурология. Но для того, чтобы ребята могли иметь более широкий спектр в дальнейшем трудоустройстве, мы открыли программы двухпрофильного бакалавриата. То есть у нас образование в области родного языка идет совместно с образованием в области русского языка и литературы, а этнокультурология, второй профиль — история. Потому что мы все знаем, что нагрузка по родному языку небольшая и могут быть преподаватели, те, которые уже работают в школах. Поэтому ребята иногда пользуются тем, что у них есть вторая специальность. И все трудоустраиваются по специальности.
Конечно, ректор Сергей Валентинович Тарасов ставит перед нами задачу открытия новых программ, которые будут еще более востребованы на Севере, чтобы увеличить количество наших потенциальных абитуриентов. Поэтому мы открываем со следующего года такие программы, как «родной язык и иностранный язык», например, или «этнокультурология и дополнительное образование детей», «начальное образование и родной язык». Спектр специальностей расширяется, у нас 22 института и факультета, на любой из них могут поступать выпускники, особенно если они воспользуются возможностью детализированной квоты через департамент и эти места уже будут закреплены за этим заказчиком. Это гарантирует поступление этих ребят.
Кроме того, РГПУ имени Герцена готовит учителей кочевых школ. Эта программа уже более 5 лет осуществляется у нас совместно с Институтом детства. Институт народов Севера и Институт детства разработали образовательную программу «начальное образование», она специально разработана по заказу Ямала. Один выпуск уже состоялся. Это уже практикующие учителя, которые готовы работать в кочевых условиях и получать специальное образование. Там и предметы разработаны специально, допустим, «Организация работы кочевой школы», так предмет может называться. Или «Физическая подготовка в условиях Севера», «Развитие речевой деятельности на Севере» и так далее. И конечно, такие проекты, которые нужны учителю кочевой школы: родной язык, традиционное верование, фольклор, мифология, родная литература. И я знаю, что Ямал одним из первых стал реализовывать такие проекты с кочевыми школами. Якутия и Ямал занимаются этой проблематикой.
— Часто бывает, что приезжают студенты откуда-то из регионов, учатся в большом городе, в Москве, в Петербурге и остаются. Вот как с вашими выпускниками?
— Мне кажется, это такой стереотип. Очень часто слышу от людей, которые, наверное, не принадлежат к коренным этносам, что все стремятся остаться. Для того, кто не жил в тундре или в тайге, город кажется каким-то перспективным местом, где можно себя реализовать. Наши ребята настолько любят свою родину, они так привязаны к родным местам, это просто нужно душу северного человека понимать. На первом курсе они больше всего страдают. Проблемой адаптации мы отдельно занимаемся, у нас есть целая программа социальной адаптации, потому что это и адаптация к иной языковой среде, к иной культурной среде. Даже магнитное поле другое, питание другое. То есть организм перестраивается. И конечно, это стресс определенный, и они хотят домой. Первые годы они всегда сдают досрочно сессию, чтоб уехать скорее домой. Там охота на уток, рыбалка. А город – для них муравейник, где все суетятся, куда-то бегут. К тому же дома ребят ждут хорошие рабочие места, социальная поддержка молодых специалистов, на Ямале они получают субсидию на жилье. Я постоянно пытаюсь развеять стереотипы, что кто-то не возвращается. Ямал настолько благодатная земля. Как умеет принимать Ямал гостей, как он относится к своим ребятам, к молодежи — это один из самых мощных регионов.
— Что такое воспитательная работа в вашем институте, как она проходит?
— Воспитательная работа в Институте народов Севера имеет свою структуру, и ни на одном факультете нет такой системы, которая у нас исторически выработалась. У нас есть заместитель директора по воспитательной работе, действует система кураторства, к каждому курсу прикрепляется специалист из числа преподавателей, которые отслеживают нужды этой группы, проблемы этой группы. Кураторы занимаются вовлечением ребят в научную и культурно-просветительскую деятельность. У нас уже сложились творческие команды, группы студентов, которые ездят в библиотеки, школы и знакомят жителей Петербурга с культурой народов Арктики.
И цель этой воспитательной работы, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими, покинутыми. Они чувствуют себя востребованными, они могут себя реализовать, свои творческие способности, свои идеи, проекты и на самом деле так раскрываются, иногда не ожидаешь.
— Каким образом организована практика у ребят во время учебы?
— Поскольку наши студенты изучают родной язык, то и практическая подготовка должна быть у них в этой сфере. В год у нас заключается более 50 договоров с различными образовательными учреждениями на Севере. Это могут быть и летние лагеря, школы, даже этноцентры. И студенты выезжают на практику, работают в тех школах, в которых в дальнейшем планируют работать. Некоторых ребята уже ждут и просто торопят, потому что действительно, специалисты нужны.
— Есть ли какие-то молодежные проекты в Вашем институте?
— В институте много молодежных проектов. У нас происходит «Северная спартакиада». Студенты соревнуются в прыжках через нарты, метании аркана и мас-рестлинге. Также это фестиваль северных регионов «Лучшая хозяйка очага», различные мероприятия арктического характера, которые проходят в Петербурге. И, конечно, свои собственные проекты у них есть вне института. Помогает представительство Ямала. Например, они переводили комиксы на ненецкий язык или проект на YouTube канале «Ненецкие разговоры», студенты, сами собираются, снимают видеоролики на ненецком языке, где учат, например, как здороваться, как благодарить и так далее.
Ненцы, они все время какие-то инновации используют. Конечно, при поддержке «Ямал — потомкам». Они стремятся к тому, чтобы развивать технологии, методики, ненцы — молодцы, я горжусь ими!