logo
ОБЩЕСТВО
26 июля 2023 19:21

«Без них я пропаду»: кочевник из Аксарки описал все достоинства оленегонной лайки. ВИДЕО

«Ямал 1» пообщался с Владимиром Лаптандером, который живет в Аксарке. Он собирается выращивать щенков лайки для оленеводов.

Житель поселка Аксарка, центра Приуралья, Владимир Лаптандер выиграл грант проектного офиса развития Арктики. На полученные средства он собирается разводить оленегонных лаек, которые достанутся проверенным оленеводам. Северянин объяснил «Ямал 1», в чем достоинства и недостатки этой породы собак.

Владимир — сын оленевода, родился в чуме. Лайки перешли ему от отца. С этими собаками, которые крайне необходимы на севере, он общается уже 51 год.

— Во-первых, это помощники оленевода. Они помогают пасти оленей. Порода собак очень дружелюбная, верная, надежная. Слабое место — лайки крики не любят. Если как-то крикнул, они начинают по-другому относиться к человеку, недоверчиво. А так у них слабых мест нет, они хорошие, иммунитет хороший, морозоустойчивые, ласковые, добрые, — осыпал комплиментами собеседник.

Все время Лаптандера уходит на ухаживание за щенками. Чтобы вырастить готовую оленегонную лайку, ему необходим примерно год.

— У меня три щеночка. Я с ними каждый день с раннего утра. Собачки они вольные, могут убежать, но в то же время очень доверчивые. Вот это плохо. Без всякой задней мысли они бегут и в чужие руки сразу попадают, — признается оленевод.

Владимир отметил, что однажды потерял собаку по кличке Пуро в Аксарке, а нашел ее только в Лабытнангах. Затем пса снова кто-то украл, пока хозяин забежал ненадолго в аптеку.

В тундре лайки ведут себя дисциплинированно. Оленей воспринимают, как объект работы. Караулят рогатого, лают на него. Однажды Владимир случайно заснул в тундре, а когда проснулся, то стадо из двух тысяч оленей пропало.

— Я собачку пустил, и она пошла, показала направление, куда олени ушли. Олени — это моя сберкнижка, все мое движимое имущество. Благодаря этой собачке я через полчаса нашел стадо. Для меня лаечки — это глаза и руки. В тундре без них никуда, без них я пропаду — останусь без оленей. А без оленей я буду нищебродом, — резюмировал северянин.

В настоящее время у Лаптандера лайки Лора, Пуро и трое их щенят. Мальчиков он намерен отправить в стойбища Ямальского и Приуральского районов. Девочку — в стойбище под Тюменью.