ЭКОЛОГИЯ
04 октября 2023 16:53

Ямальские ученые почти разгадали тайну исчезнувшей полярно-уральской популяции диких северных оленей. ВИДЕО

Комментарии 0

Пока собранные данные указывают на то, что животные просто изменили свои пути миграции и места обитания. Постоянные факты встреч с ними науке игнорировать больше невозможно.

Ученые Научного центра изучения Арктики (НЦИА) близки к пониманию того, что произошло с полярно-уральской, как казалось, исчезнувшей популяцией диких северных оленей, рассказал журналисту «Ямал 1», Сергей Зуев, научный сотрудник сектора биоразнообразия.

Во время последнего авиаучета ученые не увидели рогатых с воздуха и решили, что популяции больше нет. Однако оленеводы, охотники и представители служб по охране природы Шурышкарского района постоянно фиксировали присутствие диких северных оленей.

В ходе одной из командировок ученые НЦИА отловили одну особь дикого северного оленя на границе Сабты-Юганского биологического заказника. После изучения архивных данных и зимних маршрутных учетов, опроса жителей Шурышкарского района, ученые заключили, что вряд ли полярно-уральская популяция диких северных оленей могла исчезнуть.

– Раньше северные олени этой популяции обитали по всему массиву горы Пайер. Насчитывалось по разным данным от 20 до 100 голов. Мы собрали большой массив данных, в том числе отобрали биоматериал для генетических исследований, который мы получали от охотников, случайно найденных останков животных, а также от живых особей. Мы также отобрали данные надымско-пуровской популяции, которые были добыты незаконным путем в этом году, – поделился подробностями Сергей Зуев.

Теперь ученым нужно проанализировать собранные литературные и лабораторные материалы и затем сделать выводы, относятся ли дикие северные олени из Шурышкарского района к исчезнувшей полярно-уральской популяции. Сейчас в Научном центре изучения Арктики намерены разработать предложения, чтобы обеспечить сохранность обнаруженных групп животных.

– Для начала мы дополнительно пометим передатчиками еще несколько особей, проведем авиаучет животных по предполагаемым местам обитания, сравним генетические образцы и докажем, что это, скорее всего, полярно-уральская популяция. У нас есть одно из предположений, что эта отдельная группа оленей перешла реку Обь в районе села Казым-Мыса в Шурышкарском районе где-то в начале 90-х годов и активно начала расширять свой ареал обитания в Куноватском заказнике, потом пошла на север в сторону Собты-Юганского заказника. Задача наша проста – внести эту популяцию в новую редакцию Красной книги (КК), соответственно разработать комплекс биотехнологических мероприятий по охране подвида, – объяснил исследователь.

В Югре дикие северные олени включены в КК. Их ареал обитания на севере Югры граничит с ареалом обитания тех особей, которых ученые обнаружили в Шурышкарском районе. Вносить предложения по особой охране всей территории, где обитают предполагаемые представители полярно-уральской группы, не планируется.

При помощи различных биотехнологических мероприятий природоохранных служб ЯНАО животных постараются закрепить на особо-охраняемых территориях, где усилятся все меры для их охраны, добавил Сергей Зуев.

Ранее «Ямал 1» писал, что поголовье одомашненных северных оленей в ЯНАО за пять лет может сократиться на 16%.

северные олени