Лучшие педагоги родного языка на Ямале поделились методиками преподавания
Четыре победителя окружного конкурса по родным языкам рассказали, какие методики помогли им пройти в заключительный этап всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».
Победители окружного конкурса профессионального мастерства педагогов, преподающих родные языки коренных народов Севера, рассказали редакции «Ямал 1» о том, какие методы они использовали на мастер-классах, а также поделились общими впечатлениями от мероприятия.
Конкурс состоялся с 26 февраля по 1 марта в Салехарде. В этом году он проходил в двух номинациях: «Учитель родного языка Ямала» и «Воспитатель детского сада, реализующий программы на родном языке Ямала».
По итогам выполненных заданий и подсчета баллов лучшими учителями стали: Наталья Вокуева из села Мужи, Антон Максаров из села Горки и Ольга Пандо из Аксарки. В номинации среди воспитателей выделилась Клавдия Филиппова, воспитатель детсада «Брусничка» из села Белоярск.
— Этот конкурс для меня был не ради победы, а ради получения ярких эмоций, обмена опытом и укрепления своих навыков. Придумывая мастер-класс, я заглянула в свой педагогический чемодан и стала подбирать такие приемы работы, которые были бы интересны и полезны аудитории. Через свои методики я хотела, чтобы ребята полюбили язык и родной край. На мастер-классах я использовала такие приемы как: сюжетно-ролевая игра, работа с мини-проектом, постановка проблемного вопроса и игра «продолжи предложение», — поделилась Ольга Пандо.
Также на конкурсе педагоги должны были не только показать свои навыки и методики, но и оригинально их подать.
— Помимо педагогической деятельности, я работаю в музее, поэтому мне было легко выступать перед аудиторией. С собой на конкурс я привезла методику под названием «мнемотехника». Ее суть заключается в том, чтобы с помощью стихов и картинок можно было легко запомнить слова. За 25 минут студенты, которые вообще не знали коренной язык, полностью смогли запомнить все слова. В завершение практических заданий я сделала обратную связь в виде листочков с изображением орнамента, на которых студенты написали хорошие и положительные отзывы о моей методике. Так я смогла понять, что мои задания действительно эффективны и я двигаюсь в правильном направлении, — рассказала Наталья Вокуева.
А вот преподаватель из села Горки Антон Максаров решил обучить коренному языку студентов через традиции коренных народов Севера. За 25 минут учитель рассказал об основных спортивных мероприятиях на хантыйском языке. Это метание тынзяна на хорей, прыжки через нарты, перетягивание палки и не только. Закрепляли полученный материал студенты уже на практике. Педагог наглядно показал студентам, как происходит перетягивание палки и прыжки через нарты.
В номинации среди воспитателей Клавдия Филиппова из села Белоярск представила свою авторскую программу «Ненэй ненэча вада», которая рассчитана на 3 года дошкольного обучения и направлена на работу с детьми от 4 до 7 лет.
— Я считаю, что основным способом в достижении задач по обучению родному языку является игровая деятельность. Она позволяет обеспечить естественную мотивацию для изучения языка. Мои задания как раз были сделаны в форме игры. Например, изготовление открытки «Ямал Ири» позволяет включить воспитанников в разнообразные виды изобразительной, творческой и речевой деятельности, — подчеркнула Клавдия Филиппова.
В ближайшее время победителям предстоит пройти образовательные интенсивы и подготовку к заключительному этапу всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».
Ранее «Ямал 1» сообщал, что 19 старшеклассников принимают участие в заключительном этапе Северо-Восточной олимпиады по родным языкам, победа в которой дает право на зачисление в профильный вуз без сдачи ЕГЭ.