logo
СТРОИТЕЛЬСТВО
14 августа 2022 11:39

Николай Руссу:«Я всегда держу слово». ВИДЕО

Интервью с генеральным директором «Мострострой-11» в специальном проекте «Ямал 1» «Первые в Российской Арктике»

Пуровский мост. Критически важный. Долгожданный. Он решил одну из ключевых для Ямала проблем – логистическую, сделав путь с одного берега реки на другой быстрым, безопасным и удобным. Но мало кто знает, кто и что стоит за его строительством. Интервью с генеральным директором «Мострострой-11» Николаем Руссу в специальном проекте «Ямал 1» «Первые в Российской Арктике»

Про мост, Дмитрия Артюхова и проект мечты

- Николай Александрович, начнем, пожалуй, с одного из самых долгожданных для Ямала событий – строительства моста через реку Пур. Едва ли не каждый житель региона понимает его истинную ценность и важность. Как, впрочем, и особенности возведения таких конструкций в арктических условиях. В чем была сложность?

- В современных условиях стройка – это вообще очень сложное дело. Не секрет, что решение о строительстве моста было принято еще в совесткое время. Тогда был образован «Мостоотряд 93», который высадился на берегу Пура. Потом возникли сложности с финансированием, начались обсуждения нужен он или нет. Строить начали спустя 33 года. Это было хорошее, отлаженное взаимодействие региональной власти и «Мостостроя-11». Мы вложили не малую долю своих знаний и опыта в строительство этого объекта. Мы знаем, что пришлось даже вносить изменения в закон РФ, чтобы этот объект в итоге появился. А ведь мало кто верил в это в самом начале…

- Верил в то, что проект будет успешно реализован?

- Да. Его начинал Дмитрий Кобылкин, а Дмитрий Артюхов – успешно завершил. Он очень оперативно подключился к решению вопроса, заступив на пост губернатора ЯНАО. Сегодня сомнений, разумеется, нет уже ни у кого. Не прошло и двух лет, а по Пуровскому мосту проехало почти полтора миллиона автомобилей. Для жителей региона и экстренных служб проезд по нему бесплатный. Кроме того, отпала необходимость запасать впрок продукты на две-три недели, на период ледостава. И, самое главное - это ведь не от сезона к сезону. Это транспортная артерия, которая доступна круглый год.

- Как выбирался цвет? Почему именно красный?

- Мы много дискутировали на этот счет, но именно на этом настоял Дмитрий Артюхов. Красный – яркий цвет, именно такой должен быть на Ямале, в регионе с суровым климатом. И он очень вписался. Я уже перед самой сдачей не удержался, и написал Артюхову: «Дмитрий Андреевич, какой замечательный вы выбрали цвет».

Фото из личного архива Николая Руссу

- А есть мост, который вы еще не построили? Так сказать, мост мечты?

- Мы строим мосты там, где они нужны и такими, какие они нужны. И вроде основной критерий – это стоимость, должно быть дешево. Но красивым он все равно может быть. Мы научились строить вантовые мосты – это как «Мост Влюбленных» в Тюмени. А вот висячих у нас в России нет.

- Вантовые мосты вы стали строить первыми в стране. Тяга во всем быть первым – девиз компании или ваш приоритет, как ее лидера?

- Любое предприятие, любой коллектив не хочет плестись в хвосте. Так что это скорее один из элементов мотивации, который должен присутствовать. При этом, мы всегда четко рассчитываем свои силы и возможности прежде чем взяться за проект. Сказать, что мы абсолютные рекордсмены тоже нельзя. Но при этом мостостроение в России не отстает от мировых стандартов: наши объекты ничуть не хуже не уступают в инженерном плане и в скорости строительства.

- Первым быть не страшно?

- Мы не то, чтобы первые. Мы в тройке лидеров в России. Первоначально мы были компанией из ХМАО. В свое время, в 2008-2009 г., нам не хватило территории, мы вышли в Казахстан. В 2009 году, в кризис, мы вышли на олимпийские объекты в Сочи. Мы строили Виноградную-Донскую развязку, очень сложный объект. Пять перекрестков, пересечения, перепад по высоте 50 метров. Мы одни из немногих, кто построил в срок. И тем самым как раз заслужили авторитет, который позволил нам выйти потом на огромную территорию – территорию всей страны.

Фото из личного архива Николая Руссу

- Сегодня вы строите не только мосты, дороги, но и социальные объекты. Есть какая-то социальная составляющая, которая греет душу?

- Дмитрий Андреевич уговорил нас взяться за садики. Мы построили в 2020 году сдали четыре садика одновременно и это был такой хороший опыт. Социальная направленность всегда присутствовала в нашей компании.

Большое внимание уделяем спорту и образованию молодежи. У нас есть базовая кафедра, где мы готовим студентов. Есть два профильных класса «Мостострой-11», с девятого класса ребята получают инженерное образование.

- А что все-таки ближе: мосты, жилье, сады, социальные объекты или дороги?

- Ну, наверное, все-таки это мосты. Как раз два дня назад, 12 августа в Череповце мы сдали очередной вантовый мост. Это самый большой объект в России. Когда такой объект строишь, потом ходишь по нему, понимаешь – мы смогли. Если говорить о школах и детсадах – приятно видеть улыбки детей и родителей, которые в эти здания входят.

Что касается дорог, сейчас строим на Ямале более 46 километров трассы Пурпе-Уренгой. Губернатор очень хочет, чтобы эта дорога была безопасной и люди могли круглогодично добираться с Ямала на Большую землю.

Фото из личного архива Николая Руссу


Про дело жизни, планы на будущее и работу над ошибками

- Вы всю жизнь работаете в одной компании - это большая редкость. Что на вашем предприятии незыблемо?

- Слово. Если мы пообещали рабочему или пообещали администрации, что мы сдадим объект, то еще не было такого, чтобы мы обещание нарушили. Мы всегда честны перед персоналом. В 2008 год – когда произошел кризис, мы еле-еле выживали, мы пошли на снижение зарплаты и договорились с персоналом, что мы снизим. Правда это продлилось не больше 4 месяцев, затем мы снова подняли и вообще у нас всегда тенденция на повышение.

Фото из личного архива Николая Руссу

- Вы ошибаетесь?

- Не ошибается тот, кто не работает. Главное - не повторять ошибки дважды и копить их. Нужно делать выводы.

Фото с журналистом "Ямал 1" Ларисой Сафоновой

- Вы не любите говорить о своих наградах, а у вас их масса, в том числе президент наградил вас за заслуги перед Ямалом. Почему так?

- Это все же прошлое. Если ты будешь об этом говорить, то можешь на этом остановиться и где-то там заблудиться. Награда – это всегда результат прошлого. Мост мы построили в 2018 году, награда была в 2019 году. Для меня самой высокой наградой – это заслуженный строитель России. Я горжусь этим званием. Остальные так, эпизодически.

- Крым, Казахстан, Арктика, остров Русский. Куда дальше?

- Сегодня мы востребованы и, если взять географию нашей страны, то по нашей компании можно ее изучать. Мы работаем на Дальнем востоке, на дороге Владивосток – Находка. Мы вышли на строительство БАМ-2 – второй очереди железнодорожной ветки. Мы работаем в Красноярском крае, это большой мост через Енесей, сдача – в следующем году. В Омске завершили два объекта: Калачинский и Омский ж/д мост. Это город Томск, - мост через реку Яя, его сдаем в этом году. Это Тюмень, в ХМАО – приступили к строительству моста через Обь в Сургуте. Тоже долгожданный объект, больше 13 лет его ждали. Это Ямал, где мы ведем большое строительство школы на 800 мест, инфраструктурных объектов, дороги Пурпе – Новый Уренгой. Краснодарский край, где у нас мост через Кубань и 15 объектов различного назначения. Это у нас дорога М-12, где самый большой объект – это мост через Волгу и еще там 26 свайно-эстакадных мостов. Это Череповец, где мы в этом году сдаем большой мост. У нас есть предложения в Санкт-Петербург, на другие объекты. Думаем, что без работы не останемся, имея такой опыт и хорошую репутацию.

- За 40 лет ни разу не возникало желания все бросить и уйти в бизнес?

- Ну что такое бизнес? Я не просто руководитель, я еще и акционер компании. Поэтому здесь два в одном: это и бизнес, и руководство. Может от этого и интересно. Да, есть усталость, ну и возраст, на самом деле, мне не 25. Бывают напряженные дни, командировки – их много. Много отдыхать не получается, но иногда отдых есть. Ни разу в жизни не было такого, чтобы я пожалел и надо было уйти – предложения были очень заманчивые. Но слава богу, что я не ушел в госслужбу, другие компании, а остался работать в «Мостострое», чем доволен и горжусь этим.

- Вы сказали, что мало отдыхаете. А какой вид отдыха все-таки предпочитаете?

Фото из личного архива Николая Руссу

- Это, наверное, тот круг друзей, который у меня есть и с которыми находим моменты общения не только в отпуске, где есть общие увлечения. Но и общение – любые совещания, где совещаешься с друзьями. Это и Санкт-Петербург, и Москва, и Краснодар, и Сургут, и Омск. Это тоже приносит удовольствие, что ты на одной волне воспринимаешь любые события, в одинаковом мировоззрении, видишь какие-то ценности одни и те же, тебя окружают порядочные люди. Это тоже имеет большое значение. Это семья, когда ты с внуками находишь время пообщаться.

- Во внуках видите свое начало? Есть какие-то задатки мостостроителя уже сегодня?

- У меня нет такой цели, чтобы кто-то наследовал профессию. Я думаю каждый должен выбрать сам для себя направление. Но внук ездит со мной на объекты, видит работу и гордится.

Фото из личного архива Николая Руссу

- Есть что-то, что может испортить вам настроение?

- Бестолковость людей. Когда надо пять раз объяснять одно и то же. Но это редко бывает. И иногда то, что нам приходится очень долго стучаться со своей проблемой, или показывать, что со стороны нашего опыта, знаний, можно сделать изначально по-другому, чтобы потом не переделывать. Такие вещи, к сожалению бывают, и такие вещи расстраивают.

- Что никогда не надоедает Николаю Руссу?

- Жизнь не надоедает. Она разнообразная. Увлечения, которые есть, общение, наши объекты, которые никогда не повторяются. Вот мы построили вантовый мост, вроде как достигли уровня и что дальше? А дальше мост через Обь в Сургуте. Это лед два метра, минус 46 градусов. Мы опять начинаем мозговой штурм всей командой. Все в работе.


Фото из личного архива Николая Руссу

- Если бы сейчас Николай Руссу мог дать совет тому Коле, который только закончил институт, который грезил строить мосты, что бы он сказал?

- Действуй, как действуешь.

Николай Руссу
Мостоотряд 93
Мостострой 11
строительство
мост
Дмитрий Артюхов
река Пур

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в VK

/