ОБЩЕСТВО
18 октября 2022, 14:42

«Я – солдат»: что заставило депутата из Ноябрьска стать ротным фельдшером в СВО

Комментарии 0

Сейчас Елена Земенкова – ротный фельдшер на второй линии фронта СВО. Ее жизнь теперь – это до и после Донбасса.

Фото из личного архива Елены Земенковой

Медсестра с 30-летним стажем. Депутат Гордумы Ноябрьска. Это – три месяца назад. Сейчас Елена Земенкова – ротный фельдшер на второй линии фронта СВО. Ее жизнь теперь – это до и после Донбасса.

В эксклюзивном интервью «Ямал 1» эта хрупкая, но невероятной силы женщина рассказала, почему решила пойти на фронт, к чему готовиться тем, кто собирается добровольцем в зону СВО, что должен обязательно иметь в аптечке солдат и кому на Донбассе нужны ямальские консервы.

«Я – солдат»

Я уехала из Ноябрьска 14 июля, через два дня была уже в Донецке. 18 июля в военкомат пришла добровольцем и меня распределили ротным фельдшером первой роты в стрелковый батальон 11/17. И вот с 18 июля я нахожусь в поселке Пески Ясиноватского района ДНР.

Пойти добровольцем я решилась после похорон Алексея Казанцева, который погиб на Донбассе. Для меня это стало решающим. Долго стояла на его могиле. Родственники Алексея отговаривали, говорили, не надо ехать туда. Но решила. Просто не смогла по-другому. Я – солдат. Мое место депутата пусть занимают молодые, я свой долг городу уже отдала.

«Взрывы бьют по ушам»

Фото из личного архива Елены Земенковой

Пески освобожден, но все равно «прилеты». Снаряды летят. Сейчас союзники, 11 полк, прорываются к Первомайскому. Идут бои. Мы в обороне стоим, на второй линии фронта. На первой – штурмовики.

С 10 октября у нас обстановка изменилась. Как-то взбодрились наши союзники. Хотя они и так штурмовали, конечно, несли потери. Но сейчас как-то более увереннее. Два дня упорно работают «Грады» и танки. Постоянно перестрелки – такие мощные. Очень сильные такие звуки, снаряды далеко пролетают, но их так и так слышно. Взрывы бьют по ушам, ужасно. Это страшно.

«Я живу в подвале»

Фото из личного архива Елены Земенковой

Хотя человек ко всему привыкает, но это тяжело. Нужно иметь устойчивую психику. Я живу в подвале. Кислорода практически нет. На улицу выйти нельзя – постоянные «прилеты». Летом – духота, сейчас печки топятся, это тоже тяжело. Все страдают от отечности, скорее всего, из-за нарушенного кровообращения.

Идти сюда добровольцем нужно осознанно. И быть готовым ко всему. Если это желание быть рядом с сыном, которого мобилизовали, то мне кажется, лучше оставаться дома и всячески поддерживать, молиться. Иначе солдаты будут переживать, где их жены, мамы.

Каждый человек должен выполнять свою роль в жизни. Если человек нужен в городе, значит, пусть он остается в городе. Он больше принесет пользы. Не только с позиции, что вот патриот, я поеду, там буду.

«Кто, если не мы?»

Фото из личного архива Елены Земенковой

Я, конечно, бы хотела, чтобы не молоденькие мальчики шли сюда. Чтобы это были люди взрослые, которые жизнь осознали, и осознано идут сюда – это добровольцы. Их нужно в первую очередь отправлять.

Мы, родители, должны своих детей защищать, а не наоборот. И хоронить детей не должны. Ну пойдет неопытный мальчишка сюда. В лучшем случае покалечат. А если погибнет?

Моя такая позиция – люди должны идти в зону боевых действий осознано. А идти нужно, потому что если не мы, то кто?

«Место хранения телефонов»

У нас есть специальная стена – место хранения телефонов. Это простреленные телефоны, которыми бойцы пользовались в окопах. Попадали осколки. Стенд сделали, чтобы помнили, к чему приводит использование телефонов на линии боя.

Фото из личного архива Елены Земенковой

«Аптечка – жизнь бойца»

В индивидуальной аптечке солдата должны быть гемостатики, индивидуальный перевязочный пакет, три ампулы: кровоостанавливающее, обезболивающее и противошоковое; два шприца, бинт и жгут.

Для ампул хорошо бы придумать какой-то футляр, потому что они, бывает, разбиваются, давятся. Здесь я придумала хранить их в пробирках.

Тактические ножницы обязательны, ими можно разрезать даже бронежилет. Оказывают помощь только аптечкой раненого бойца, не своей. То, что у раненого бойца лежит в аптечке, – это его спасение, это его жизнь. И боец должен всегда проверять, что у него там лежит.

Фото из личного архива Елены Земенковой

В большой рюкзак можно положить дополнительный набор лекарств. Если есть хронические заболевания, все нужные препараты взять заранее с собой. Понадобятся обезболивающее, жаропонижающее, таблетки от кашля, от давления, от желудочно-кишечных расстройств, пробиотики и таблетки от изжоги.

При кашле, а бронхиты здесь частое явление, рекомендую леденцы Кармолис – они хорошо помогают и антибиотик азитромицин. Тут без антибиотика – никак.

Таблетки для обеззараживания воды нужны. Вода здесь очень плохая. Тем более еще и делают пакости со стороны Украины – отравляют колодцы. Что-то туда бросают, потом беда с нашими бойцами.

Капли в нос, глазные капли – здесь и осколки отлетают, и пыль, грязь, песок.

Фонарик и туристическая сидушка. Конечно, боец не будет много за собой таскать на себе, но вот этот минимум желательно взять.

Важно иметь крепкие мышцы спины и ног. Носить на себе придется бронежилет, автомат, патронники, вещмешок, еду. Это тяжело, а ходить придется не километрами, а гораздо больше.

«Натрет ноги – уже не боец»

Очень важно соблюдать гигиену ног. С собой должны быть салфетки дезинфицирующие, спрей или Теймурова мазь. За ногами надо обязательно следить. Ведь солдат не снимает обувь буквально по пять дней, если он находится на позициях где-то.

И удобная обувь. Если натрет ноги, это все, он уже не боец. А если будет через силу, через боль идти – это и заражение, и может плачевно закончиться. Поэтому это очень важно: удобная обувь и гигиена ног. Кстати, обувь может быть любая, даже ботинки типа кроссовок. Необязательно берцы, главное – чтобы удобно.

Фото из личного архива Елены Земенковой

«Ненужные знания»

Когда обучают солдат первой медицинской помощи, не забивайте им голову. Не нужно им знать про искусственное дыхание, массаж сердца, все это им не пригодится здесь. Здесь нужно уметь правильно и быстро наложить жгут, правильно оказать помощь при ранении грудной клетки, при ранении головы, при ранении живота. Здесь именно взрывные травмы, действовать нужно быстро, четко. Умение пользоваться жгутом, турникетом, гомеостатическими средствами – это самое основное. Все остальное сделают в госпитале.

«Это не в кино»


Это не так, что, эх, ничего страшного, пострелять в окопах. Бронежилеты здесь практически не снимаются, даже несмотря на то, что спина разламывается от боли. Это – защита.

Фото из личного архива Елены Земенковой

Сейчас не так, как в Великую Отечественную войну, когда в основном были пулевые ранения. Сейчас пулевых – единицы. Летят осколки, отрывает части тела, разрывает. Поэтому бронежилет, каска – обязательно.

Нужно слушать, откуда «прилет». Этому быстро учишься, но даже опытный может не угадать, где твоя мина, где твой снаряд. Глаза и уши – это твоя жизнь.

Никаких наушников. Никаких телефонов. Это не кино. Либо ты внимателен, предельно осторожен – и живой, либо ты халатно относишься к себе – и жизнь к тебе так же.

«Ямальские консервы – было бы замечательно»

Кроме своих основных обязанностей, я варю обеды для бойцов. Тут очень выручают посылки. Игорь Заборовский возит «гуманитарку» – очень выручает. Солдатам всегда нужно то, что можно приготовить в полевых условиях: крупа в пакетиках, например, их удобно брать с собой и готовить. Картофель быстрозавариваемый или вермишель. Она, конечно приелась, а вот картофель солдаты с удовольствием едят. Консервы, можно рыбные. Бывает такое, что тушенка надоедает. Ямальские консервы – это было бы очень даже замечательно. Представляете, как солдату приятно получить «частичку» дома.

Фото из личного архива Елены Земенковой

Пока мы писали с Еленой интервью по телефону, на фоне практически не смолкали взрывы. Там, на передовой, к этому почти привыкли. Но не смирились.

Через несколько недель Елена планирует вернуться в Ноябрьск. На побывку.

Ровно на месяц она сменит военную форму на «гражданку», фронтовые условия на мирный быт. Ровно месяц ей не нужно будет готовиться к «прилетам»,и выходить на улицу в бронежилете. Ровно месяц. Потом солдат Земенкова вернется обратно. Туда, где обстреливают «Градами». Где атакуют и отступают. Где бьются за каждый клочок земли. Туда, где такие, как она – на вес золота. Где у нее своя битва. Битва за жизни.

Подписывайтесь на Ямал1 в VK, ОК и следите за главными новостями Ямала в нашем telegram-канале.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в VK

Читайте также

24СМИ TODO