logo
ОБЩЕСТВО
10 апреля 2023 12:26

Олени, ненцы и река: слет оленеводов на Тазовской земле собрал более 300 участников. ВИДЕО

На широком льду реки Таз более 300 участников и максимальное многообразие традиционных состязаний: гонки на оленьих упряжках, бег с палкой на лыжах и этнобиатлон.

Это долгожданный и всеми любимый праздник. На широком льду реки Таз более 300 участников и максимальное многообразие традиционных состязаний. Гонки на оленьих упряжках по кругу, бег с палкой на лыжах и новинка этого сезона – этнобиатлон. Это современный вид спорта на традиционный лад. Только вместо выстрела из винтовки сначала на первом рубеже спортсмен три раза бросает тынзян на хорей, затем здесь на втором рубеже три раза стреляет из лука. За каждый промах – штрафное время.

– День оленевода – один из ярких зрелищных праздников, наверное, один-единственный среди тундрового населения праздник, где могут встретиться и родственники, и друзья со всех уголков нашего района. Участвуют здесь и жители Гыданской, Антипаютинской, Находкинской, Тазовской тундры, также приезжают гости из других районов, – рассказал Прокопий Тэсида, заместитель главы администрации Тазовского района.

Двери чумов, как и сердца хозяев праздника, в эти дни особенно широко открыты. Наваристая шурпа из оленины, икра ряпушки, слабосоленый щекур, варенье из брусники с морошкой – отведав ямальских деликатесов, хоть и ненадолго, но уже можно почувствовать себя настоящим ненцем.

– Здесь очень тепло принимают всегда своих земляков, атмосфера очень праздничная, торжественная! Очень приятно видеть традиционную культуру ненецкого народа: здесь преимущественно представители ненецкой культуры, – отметил Валентин Вальгамов, артист культурно-делового центра Салехарда.

Коренные народы Севера словно впитали в себя всю силу и суровый характер Ямала. Чтобы забрать обычную палку из рук молодого парня, потребуются без малого отдать все силы. И если метание тынзяна на хорей имитирует ловлю оленей в тундре, то перетягивание палки – это проверка рыбака и охотника на силу и крепость хвата, которая, например, может понадобиться ему для того, чтобы вытащить полный невод рыбы из реки.

Еще более упорные и принципиальные поединки – между соперниками в национальной ненецкой борьбе. Спортсмены экипированы в кисы, малицу и пояс, который завязывают друг другу сами. Крепкий обоюдный захват: одна рука сзади, другая спереди. При этом отпускать пояс и использовать подножки строго запрещено.

– Если прием делается через ногу, то это не засчитывается, и борцы поднимаются в стойку, также здесь отсутствует борьба в партере. Условия победы – действие, бросок и туше. Чистая победа – положили на лопатки, – объяснил Виктор Мальков, главный судья соревнований.

По сравнению с борьбой, в тройном прыжке, прыжках через нарты и метании тынзяна на хорей все намного безопаснее. Тем не менее, накал страстей и здесь традиционно ничуть не меньше.

– Начинали сами по своей инициативе еще в Гыде, несколько лет люди без всяких призов – ставили оленя на кон и разыгрывали его. Людям сам азарт нужен, не призы и подарки. Это национальная черта, что ли, поэтому это, конечно, очень здорово! – поделился Григорий Ледков, сенатор РФ, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти ЯНАО.

К счастью, проигрывать оленей уже давно не приходится. На снежном пьедестале победителей дожидаются новые мощные снегоходы от партнеров праздника. На протяжении многих лет «Мессояханефтегаз» вносит свой вклад в призовой фонд для лучших оленеводов и поддерживает коренное население.

– Для нас это один из ключевых праздников, одно из ключевых событий в культурной жизни нашей территории, территории, где мы ведем свою деятельность. Конечно, для нас большое удовольствие быть здесь, быть полезными для жителей региона, для жителей этой территории, - отметил ‌Алексей Гнедин, начальник отдела корпоративных коммуникаций «Меретояханефтегаза».

Следы копыт на льду реки Таз быстро заносит снегом. Уставшие, но довольные олени возвращаются домой – в тундру. «Лакам бой» – как и настоящие ненцы, мы не прощаемся, а лишь ненадолго говорим: «Пока».