logo
ОБРАЗОВАНИЕ
18 мая 2023 12:06

Наша задача – подготовить кадры для работы на Северном морском пути. ВИДЕО

Эксклюзивное интервью «Ямал 1» с Сергеем Барышниковым – ректором Государственного университета морского и речного флота им. С.О. Макарова

Россия – единственная в мире страна, обладающая ледокольным флотом. Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – единственный в мире вуз, который готовит и выпускает инженеров для гражданского атомного флота. Каково это – руководить таким вузом, который выпускает штучных людей, в эксклюзивном интервью «Ямал 1» рассказал его ректор, доктор технических наук, профессор Сергей Барышников.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Россия – единственная в мире страна, обладающая ледокольным флотом. Макаровка – единственный в мире вуз, который готовит и выпускает инженеров для гражданского атомного флота. Каково это – руководить таким вузом, который выпускает штучных людей?

– В первую очередь, это большая ответственность. Потому что те задачи, которые ставятся Правительством и нашим уважаемым Президентом перед страной, экономикой и в частности перед нами, как перед людьми, которые занимаются подготовкой кадров – это большая ответственность, потому что это важная народно-хозяйственная задача. И здесь нужно не подвести. Сейчас очень большое внимание – подготовке кадров, потому что количество новых судов, которые строятся, в том числе и для работы на Северном морском пути, оно исчисляется уже сотнями. Это не только Севморпуть, это и другие направления, но это уже сотни новых судов. Можно сказать, что буквально взрыв судостроения. Мне как корабелу это очень приятно. Каждое новое судно – это как ребенок, появившийся на свет. Мало того, задача ставится, что они должны быть практически полностью из наших материалов, нашими руками собраны, нашими технологиями. Все это должно быть российским. И это правильно, замечательно! Наша задача – подготовить кадры, которые могли бы работать на Северном морском пути. Сейчас принят Полярный кодекс и наши курсанты, и те, кто проходит переподготовку, – они должны быть отучены по Полярному кодексу.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Что включает в себя Полярный кодекс?

– Полярный кодекс – это особенности работы, взаимодействия судов там, где есть льды. Здесь еще очень важно отработать взаимодействие судов. Если на обычных территориях у нас есть маяки, знаки специальные, то на Севере это уже сложнее разместить. Если это на льдах, а мы знаем, что льды перемещаются, тут тоже есть свои особенности. Поэтому очень важно отработать взаимодействие судов. Иногда нужно до шести судов, чтобы взаимодействовали, отработали – это и лоцман, и само судно грузовое, конечно, и судно обеспечения и так далее. Действительно, это достаточно серьезная работа. Мы здесь вспоминаем те наставления, или ноу-хау, которые в свое время ввел Августин Бетанкур – это первый ректор, а тогда – директор Института корпуса инженеров водяных и сухопутных сообщений. Это было его ноу-хау – чередование практической подготовки и теоретической. До него была только теоретическая подготовка, практика – потом, где будешь работать. Он сказал, что хотел бы построить образовательный процесс таким образом, чтобы, только выйдя из корпуса, офицер (тогда это были офицеры) уже был готов производить необходимые работы. Это было введено. Обучение было обычно два года, здесь уже стало четыре года, потому что чередовались практические занятия и теоретические. Конечно, для нас очень важной задачей становится практическая подготовка на конкретных судах – грузовых, ледоколах и так далее. Мы специально так разработали учебный план, чтобы были «окна» не только летом, но и зимой – для курсантов, для прохождения плавпрактики, потому что ледоколы, понятно, что они работают зимой. И если летом стоять у причала – это не практика, это профанация – то зимой, конечно, ледоколы работают. Что касается того, насколько комфортно или не комфортно пребывать на ледоколе, могу сказать следующее: надо посмотреть, что такое современный ледокол. Во-первых, в тепле ты находишься, нормальное питание. У нас есть девушка, наша выпускница, которая буквально за несколько лет уже стала старпомом – старшим помощником. И её когда спрашивали – почему, она говорит: так удобно, встала – и на работе, готовить не надо, посуду мыть не надо, одежду… Все хорошо.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Скажите, пожалуйста, в одном из интервью вы когда-то говорили о том, что все выпускники вашего вуза обязательно будут трудоустроены. Так ли это? Действительно разбирают ребят как горячие пирожки? Или всё-таки они иногда сталкиваются с тем, что им очень сложно найти себя в дальнейшем?

– Вы знаете, я сейчас бы повторил эту фразу и в конце бы добавил еще три восклицательных знака. Были примеры, когда в Петербурге прошлым летом простаивало судно – не могли найти третьего помощника и кока. Простояли неделю, убытки значительные понесли, и к нам обращались: дайте хоть кого-нибудь, только бы уйти в рейс. Понятно, если не укомплектована команда, то в рейс уйти нельзя. Поэтому везде, где и с кем мы встречаемся, разговор один: кадры, дайте людей! Но мы бы, конечно, хотели не просто дать людей, а чтобы они, во-первых, принесли пользу нашему государству, той компании, в которой они будут работать – ну, и славу нашему университету. Сейчас востребованность очень большая и на старые суда, и на те, которые строятся, новые.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Чуть меньше года назад Россия вышла из Болонской системы и Президент нашей страны делает ставку на специалитет. Что поменяется в вашем вузе и даст ли это возможность больше практической работе?

– Я вам открою маленький секрет: мы никогда не были в Болонской системе. Дело в том, что соглашение подписано не было. Было только наше заявление, обращение, которое осталось без реакции, поэтому в Болонской системе мы и не были. Но, что я хочу сказать, не стоит хаять Болонскую систему, что она плохая, – надо посмотреть, какие специальности. Что касается гуманитарных специальностей направления подготовки, мне кажется, что Болонская система здесь хороша, и она прекрасно может работать. Может, еще для каких-то специальностей. Но, что касается технических специальностей – самой лучшей, конечно, была наша советская система. А советская система была основана на германской системе подготовки. Самой лучшей была признана германская система подготовки, и много раз это было доказано. Но мы в Советском Союзе и в России никогда слепо ничего не брали, а вносили свои изменения, дополнения, усовершенствования. И, конечно, советская система – это правильно сказать. Но правильно говорил Президент о том, что мы не должны слепо следовать прежним традициям в системе обучения. Коль скоро и техника, и всякие новшества все больше приходят, все совершенствуется, то и здесь мы должны это, вне всякого сомнения, учитывать. Я думаю, что в ближайшее время, при еще большем усовершенствовании не только самой техники, самих телефонов и систем связи, это будет само собой разумеющееся. Ведь что сейчас представляет из себя современный корабль? Это огромный компьютер. И уже мы говорим о том, что нам не радисты нужны, хотя они должны какие-то элементы знать, а нам нужны информационщики – те, кто умеют работать на этом огромном компьютере под названием ледокол.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– И это прекрасно. Еще про одно соглашение, вернее, про меморандум, хочу вас спросить. Некоторое время назад был подписан меморандум между компанией «Газпром нефть» и Макаровкой. Что удалось в рамках этого меморандума сделать?

– В первую очередь то, что я уже упоминал: мы уже рабочие программы плавсостава многие переработали и добавили там определенные разделы, это – раз. Второе – то, что группа компаний нам помогает и с практической подготовкой наших студентов-курсантов. Это сотрудничество идет на постоянной основе. Оно может как-то расширяться, сужаться в зависимости от потребностей. Не секрет, что в связи с этой ситуацией пришлось от нескольких судов отказаться, потому что слишком большая зависимость от импорта. Построены свои суда, новые, на своих комплектующих, своем материале.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Студенты и курсанты имеют возможность принимать участие в разведывательной, научной деятельности, экспедициях в Арктике?

– Да, конечно, они могут участвовать. У нас такое взаимодействие есть.

– Это поощрение – только лучшие из лучших? Как это всё проходит?

– Здесь так давайте рассуждать: есть ребята, у которых ты как преподаватель наблюдаешь склонность к научным исследованиям. И тогда их надо двигать дальше в этом направлении. А есть тот, кто не будет наукой заниматься, но он хороший практик, будет работать и выполнять свои задачи. Я как преподаватель могу сказать, что ни одна группа на другую не похожа, каждая – своя.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Как раз заканчивается учебный год, есть уже абитуриенты. У каких ребят есть шанс поступить? Сколько есть бюджетных мест, какая квота, насколько серьезный конкурс для того, чтобы попасть в Макаровку и выпуститься тем макаровцем, которого сегодня требует предприятие?

– Конкурс всегда серьезный. Действительно, достаточно много идет ребят, хотя тут вносит свои коррективы то, что сейчас можно поступать в несколько вузов или на несколько специальностей претендовать. Мы, конечно, этот конкурс не рассматриваем, мы обычно уже конкурс заявлений рассматриваем. И этот конкурс достаточно высокий. Особенно наглядно – это, конечно, среднее образование, когда у нас в прошлом году по одной специальности на 20 мест – 23 были с одними пятерками. И как этих троих отобрать? Они имеют одинаковые права по положениям, и тогда должны троих учить за свой счет. Но все-таки удалось их уговорить перейти на другую специальность. Когда спрашивают – какие оценки, смотрите, – они достаточно высокие. Конечно, есть более востребованные, менее востребованные. Не только оценки показатель. Мы все время говорим и добиваемся, что нам нужен мотивированный «середнячок», дисциплинированный, потому что на флоте дисциплина должна быть обязательно. Не только хорошие знания, но и дисциплина – это раз. Нам не нужен отличник. Отличник – это больше научный работник. Нам нужен исполнительный «середнячок». Поэтому мы заинтересованы, чтобы пришел в первую очередь – мотивированный. Не отличник, а мотивированный. Что мы для этого сделали? Мы в этом году наконец-то добились, чтобы признавались результаты Морской олимпиады. Математику, физику – это там другие есть олимпиады, можно участвовать – не вопрос. И у нас идут ребята – победители или лауреаты достаточно высоких олимпиад. А вот Морская олимпиада, – кроме того, это на законодательном уровне закреплено, – мы учитываем те баллы дополнительные, которые они могут получить, если они были в Школе юнг. Морские классы, ходили под парусом – все, что связано с работой в море, с водой, мы это тоже учитываем и добавляются баллы. Поэтому тут достаточно трудно однозначно сказать – все это в движении, и каждый день работы приемной комиссии один не похож на другой.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Когда-то в своем интервью моим коллегам вы говорили о том, что учиться никогда не поздно. И что человек любого возраста может стать макаровцем. Так ли это сегодня? И какие у этого человека будут шансы в дальнейшем вырваться вперед, если на пятки наступает молодое поколение, прогрессивное?

– Я по-прежнему того же мнения. И я вам скажу: мне лет немало, но я до сих пор все учусь. Мне интересно узнавать что-то новое. Мы знаем примеры и других людей, но надо понимать – если это плавсостав, то есть всё-таки ограничения физические и возрастные, как в армии. А если относительно информационных технологий, то здесь – любой возраст, неважно, хоть 100 лет, – пожалуйста, можно заниматься. Было бы желание. У нас очень много курсов подготовки, переподготовки. И вот, в частности, для того, чтобы заработал Полярный кодекс, нам была команда в новый год до 1 марта – это прошлый год был – отработать 98 программ дополнительного профессионального образования с тем, чтобы это уже работало с учетом Полярного кодекса. Мы реагируем на это, и, соответственно, обучение, переподготовка идет постоянно. А так, я и на примере собственной жизни могу сказать: я учился всегда, и осваивал какие-то новые направления, и узнавал что-то новое, потому что если ты не будешь знать, если ты не будешь энциклопедистом, то ты не выстроишь правильно направление работы, обучения и так далее.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Сами для себя вы выбрали когда-то Ленинградский институт водного транспорта и специальность «Судостроение и судоремонт». Вот тогда о чем вы мечтали? И думали ли вы, что вы будете ректором Макаровки?

– Скажу честно, не кривя душой, конечно, я тогда о ректорстве и думать не думал. И о проректорстве. Я просто работал, выполнял добросовестно свои обязанности. Но когда в переднем строю кого-то «выбивало», мне говорят: давай! Я говорю – нет, я бы не хотел. – Так надо! – Ну, если надо… Я, как говорится, делал шаг вперед и поэтому тогда прошел – ассистент, доцент, замдекана, декан, профессором стал, потом – проректор. И когда предложили баллотироваться – вот, ректор. Честно говоря, так, чтобы «надо туда забраться» – это неправильно. Я знаю, что многие выстраивают себе траекторию, точку верхнюю обозначают и целенаправленно идут туда. Нет, я старался работать «вширь» с детьми, со студентами, как говорится, возились с ними. Сейчас это уже, конечно, забыто, а когда-то ведь профессор мог и дома принять студента, и что-то рассказать – это было нормально. Ассистент – это ассистент профессора, он работал с профессором. Сейчас могут заподозрить в коррупции, но когда-то было нормально. Вспомним профессора Преображенского, врач-ассистент обучался у него. Но это уже в прошлом.

Фото: Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

– Я благодарю вас за интервью и последний мой, заключительный, вопрос: ваши принципы на работе и в жизни?

– Делай что должно, и будь что будет.

Сергей Барышников
флот

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в VK

/