logo
КУЛЬТУРА
11 августа 2023 19:16

Создатель фильма о ненцах Анастасия Зинченко раскрыла подробности создания кинокартины «Харпо». ВИДЕО

Во время беседы автор кинокартины рассказала о погодных условиях, актерах, традициях и необычных случаях на съемках.

В Тарко-Сале состоялся показ первого художественного фильма на языке тундровых ненцев. В центре сюжета был главный герой — Харпо, в честь которого и назвали ленту. Редакция «Ямал 1» пообщалась с создательницей кинокартины Анастасией Зинченко, чтобы узнать, как именно проходили съемки этого уникального проекта.

Расскажите как проходили съемки фильма, в каких условиях, не мешала ли погода?

— Это на самом деле был апрель, конец апреля, но температура была где-то минус двадцать, минус двадцать пять градусов. То есть на севере это еще холодно. Это проходило в Самбургской тундре. Два дня мы вели съемки, было холодно, погода постоянно менялась. Это может быть пурга, потом мы идем отогревать камеру, выходим, погода уже совсем другая и кадры уже не подходят, поэтому довольно сложно.

Какой главный посыл фильма, какие цели вы преследовали при создании кинокартины?

— Самое главное для меня — это показать тундру, ненцев, язык на сегодняшний день. Мне важно было как раз для последующих поколений, чтобы можно было обратиться, например, к этому фильму и посмотреть, как оно было в реальности. Поэтому мне важно было не дать что-то там старое, нужно было брать реальную историю обязательно. Это должно быть основано на реальных событиях. И язык такой, какой он есть сейчас. Ну, это Самбургская тундра. И вот язык тундровый, на котором говорят. Это реальная история, которая была рассказана моей знакомой. История о любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между друзьями.

То есть концепция фильма, идея фильма родилась из истории подруги?

— История сама? Да. Но идея — это мой дипломный проект, который я снимала, когда училась во ВГИКе. Поэтому идея сразу у меня была, что дипломный проект будет связан с этническим кино. Для меня, как человека, который интересуется наукой и языками, было важно, чтобы это было обязательно на местном языке. Так как у меня мама ненка, она как раз в Самбургской тундре, мне важно было вот именно сохранить эту культуру.

Во время съемок вы параллельно узнавали какие-нибудь необычные традиции, обычаи?

— Когда мы ехали на съемки, то есть, я думаю, что это такая важная традиция. Ну даже не традиция, но как обычай. Если ты едешь куда-то, то нужно покормить землю. Ну, тундру, да? Чтобы благословение получить. И когда мы первый раз поехали, мы заблудились. Была пурга и мы не смогли доехать. Там несколько часов мы блуждали, потом вернулись и поехали второй раз. И когда вот мы вернулись, то все сказали, что мы не покормили землю.

Во время съемок все общались на ненецком языке или все-таки оленеводы уже более-менее адаптировались к русскому?

— Русский язык все знают, то есть на русском языке говорят все. Это конечно наш государственный язык, на нем все говорят хорошо. Но когда мы снимали фильм, больше говорили на ненецком, то есть старались не говорить ничего на русском языке и мне это как раз нравилось.

Сколько человек участвовало в вашем проекте, сколько было задействовано людей?

— Было больше двадцати человек, сама команда, потому что были консультанты, помощники, а если чисто актеры, то пять главных, которые активно участвовали, и два второстепенных. Но сама команда она была больше.

Есть у вас какие-то дальнейшие планы? Может быть, что-то уже проектируете. Может быть какие-то съемки, связанные с Ямалом?

— Обязательно. Это то, чем я хочу заниматься. Помимо кино я занимаюсь другими вещами, связанными с культурой. Но если говорить о кино, конечно, это будет обязательно продолжение, потому что меня все это интересует. Съемки, да, продолжаются, короткометражные, в дальнейшем и полный метр, но пока короткие метры будут и мультипликаторы. Сейчас я еще увлекаюсь мультипликацией, поэтому где-то через год будет еще мультфильм, связанный с ненецким языком и культурой.

Если не секрет, то чем вы занимаетесь в обычной жизни?

— В обычной жизни я преподаю в университете в Высшей школе экономики в Москве. Преподаю русский язык иностранцам, то есть это моя такая основная деятельность.

Какой самый яркий момент из фильма, в истории? Что было самое яркое, что точно может зацепить того, кто захочет посмотреть?

— Каждый что-то видит свое. Вот что их касается, то вот и заинтересовать может. Мои любимые моменты, честно, я очень люблю, когда поют. Поэтому там, где есть песни, эти моменты я люблю. Может быть, когда отец говорит сыну о том, что чум без хозяйки — это не хорошо. Такой момент, потому что это будет, наверное, и для мужчин, и для женщин, ну, вот постарше, их может это как-то коснуться.

Вы сказали, что одни из любимых моментов, когда именно пели. Пели вы также на ненецком языке? Тяжело ли было группе исполнять и петь актерам?

— Получается не сами актеры поют внутри. То есть песни идут параллельно, например, какому-то движению. Да, они исполнены на ненецком языке. Если обратите внимание, там нет никакой музыки, потому что у ненцев нет музыкальных инструментов, кроме бубна, то есть бубен — это священный инструмент, поэтому вы его не услышите просто так. И мои песни они должны были обязательно быть без всяких инструментов. Надо, чтобы отобразить реальность.

Актеры, которые принимали участие в съемках, они тоже были коренные ненцы? Они свободно могли говорить на родном языке?

— Да, это было важно, это же не профессиональные актеры. Потому что, во-первых, сложно найти профессионального актера, который будет учиться говорить особенно на языке Самбургской тундры. В дальнейшем меня будет интересовать такой научно-популярный жанр, и да, все актеры, они как раз из Самбурга. Они говорят хорошо на этом языке.

Быстро согласились люди сниматься или все-таки были колебания, сомнения?

— Там в команде были люди, которые как раз занимались подбором актеров. Мы собрались командой: мама, тетя. Мы думали об этом. Сразу же у меня было прописано, сколько лет какому герою должно быть, как он должен выглядеть и что мне нужно. И тогда мы начали думать, кто может согласиться, кто такой достаточно активный, не боится камеры и подходит под описание. В принципе, все, кого мы нашли и с кем говорили, созванивались, они согласились. Тем более идея о том, чтобы сохранить язык. Эти люди любят свою культуру и это очень хорошо. И поэтому, да, они с удовольствием согласились, то есть не было такого, что кто-то отказывался.

«Ямал 1» ранее сообщал, что в стойбище лесных ненцев начались съемки фильма «Лесные ненцы. Хранители традиций рыбного промысла».

фильм
Харпо
ненцы
тундра

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в VK

/