ОБЩЕСТВО
19 октября 2023 21:24

Ученый раскрыл смысл эксперимента, который проводят в вечной мерзлоте Лабытнанги. ФОТО

На карбоновом полигоне «Семь лиственниц» установили систему, которая следит за температурой многолетнемерзлых грунтов на глубине до 15 метров.

В Лабытнанги на карбоновом полигоне «Семь лиственниц» ученые проводят научно-практический эксперимент по обоснованию использования одиночной железобетонной сваи в оттаивающих многолетнемерзлых грунтах. Для этого в тундре и на полигоне установили устройства для измерения температуры. Подробности журналисту «Ямал 1» рассказал исследователь из Научного центра изучения Арктики.

— Если говорить о наблюдениях за температурой грунтов, то мы установили не только на экспериментальной площадке, наши измерительные приборы есть и в нетронутой части тундры. Так называемые «фоновые скважины», — объяснил собеседник.

По словам Антона Синицкого, любое исследование грунтов не обходится без термометрии. Кроме того, для всех видов натурных экспериментов важно также знать и физико-механические свойства грунтового массива.

— Это только начало эксперимента. Первый цикл осенний, в конце лета, когда грунты находятся в максимально растепленном состоянии. Этот этап выполнен. Следующий цикл испытаний будет в конце зимнего периода, а это апрель-май, когда околосвайное пространство будет частично проморожено. Проведя те же самые испытания свай статической нагрузкой на вдавливание и на выдергивание, мы поймем, насколько увеличилась несущая способность сваи, — добавил ученый.

Эксперимент рассчитан на несколько лет. Его уникальность заключается в том, что в последующие годы повторные испытания на этой же площадке будут иметь уже другие мерзлотные условия. В партнерах проекта уже пять организаций и ведомств.

Научная основа эксперимента разработана на кафедре строительного производства Тюменского индустриального университета.

Научно-технологическая площадка коллективного пользования при полигоне Научного центра открыта для предложений и новых натурных экспериментов.

— Мы здесь очень признательны нашим индустриальным партнерам в лице департамента строительства, компании ООО «Проектстройсервис», которая технически поддерживает нас на всех этапах, без их поддержки и участия мы бы не запустили данный уникальный эксперимент — поблагодарил Антон Синицкий.

Ранее ученый Антон Синицкий рассказал «Ямал 1», чем опасна теплая погода на Ямале.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в VK