Снежный барс – покоритель лавин: сотрудник «Газпромнефть-Развития» поднялся на Хан-Тенгри
Восхождение на гору высотой более 7 тысяч метров длилось 25 дней. Ярослав Литвиненко пережил три лавины и спас трех альпинистов.
«Повелитель неба» – так с тюркского переводится название горы Хан-Тенгри. Ярослав Литвиненко выбрал именно эту локацию неслучайно, мужчина планирует получить почетное звание «Снежный барс – покоритель высочайших гор СССР». Для этого ему нужно подняться на пять «семитысячников». Хан-Тенгри стал уже второй вершиной на пути к заветному титулу. А еще за плечами Ярослава покорение Эльбруса, с него как раз и началась любовь к альпинизму.
– Это невероятно интересно и захватывающе. Само ощущение, когда ты на вершине, словами передать сложно. Это одновременно гордость и удовлетворение от того, что ты дошел до конца, – вспоминает Ярослав.
Хан-Тенгри – гора непростая, у нее сложный рельеф и лавинный «характер». К таким восхождениям Ярослав подходит тщательно. Моральная подготовка опытному альпинисту уже не нужна, а вот физическая – жизненно необходима.
– Физическая подготовка перед таким восхождением должна быть очень хорошая. У меня это бег минимум два раза в неделю по 10 километров для выносливости. И обязательно силовая нагрузка. На Хан-Тенгри есть несколько скальных участков, около 900 метров, вот там нужно иметь сильные руки, чтобы взобраться, – делится Ярослав.
Для безопасного восхождения на вершину нужно уметь «читать» погодные условия. Если накануне не было снегопадов, вероятность, что на леднике начнется движение, невысокая. Но даже этих знаний не всегда достаточно.
– Из первого во второй лагерь я вышел около двух часов ночи. На этом отрезке есть узкое место – между пиком Чапаева и Хан-Тенгри – оно называется «бутылка». Проходя его, я услышал звук, похожий на раскат грома. Поднимаю голову, а на меня сверху уже несется лавина. В тот момент я забыл вообще все: что я уставший, что у меня за спиной тяжелый 18-килограммовый рюкзак, «кошки» на ногах. Я просто начал бежать в противоположную сторону. Буквально через метров 20 понял, что бежать-то, в общем, уже некуда, лавина меня догоняет. Успел добраться до небольшой возвышенности, лег на землю, развернул рюкзак к лавине, чтобы, если какие-то камни снежные или осколки льда полетят, то в него, прикрыл голову и приготовился, как говорится, к неизбежному. Повезло, что основная масса до меня не добралась, но вот тот снежный вихрь, который ее сопровождает, он меня полностью поглотил. Несколько комьев прилетело в спину, но самое тяжелое – не хватает воздуха. Этот вихрь его буквально утягивает за собой, и ты хочешь сделать вдох, а не можешь. Минуты три это длилось. Когда закончилось, я встал, отряхнулся и, честно говоря, подумал, что нужно было ехать обратно с парнями. Но тут же эту мысль отбросил. Я же только что такое пережил! Нет, нужно идти до конца, до победного. Такой подход не только в альпинизме, он и в работе очень важен. Не сдаваться, если не получилось в первый раз, пробовать снова и снова, чтобы дойти до цели. И я пошел, – продолжает Ярослав.
За первой лавиной, последовала вторая. Ярослав к тому моменту находился в безопасности. Альпинист даже снял видео этого впечатляющего и пугающего явления, но уйти далеко мужчина не успел.
– По рации передали, что под лавиной люди, им нужна помощь. Ребят засыпало. Им, можно сказать, повезло попасть в своеобразную ледяную «ракушку», в ней образовалось небольшое пространство, как полость, там они и находились, примерно по грудь в снегу. Прижало их крепко, пошевелиться практически не могли, стал заканчиваться воздух. За мной, где-то в часе пути от лагеря, была группа гидов. Они сразу бросились на помощь. А я забрал в лагере лопаты и побежал к ним, вниз. По пути встретил двойку поляков, попросил лопату у них. И так мы с гидами двумя лопатами ребят откапывали. Чтобы точно определить место, выключили рацию и попросили их кричать. И вот этот крик человеческий из-под снега, глухой – жутковато. Минут 40 мы копали и в итоге смогли вытащить их. Метра три над ними снега было, – говорит Ярослав.
После спасательной операции была и третья лавина. Она не задела группу, но оставила неизгладимые впечатления. Спасенные альпинисты вместе с гидами пошли на спуск, а Ярослав в противоположную сторону – к вершине. Самый важный день для мужчины наступил в ночь с 31 июля на 1 августа. 1 200 метров пути, из которых 900 вертикального подъема. Путь занял около 14 часов. И завершился успехом. У Ярослава есть сложившаяся традиция: покорив гору, он поднимает флаг «Газпром нефти».
– И вот я на вершине. Ветер – километров 30, наверное. Холодно. Но я это сделал. Поставил флаг, сфотографировался, как смог, побыл минут 30 и решил идти назад. И вот, казалось бы, все получилось, все позади... Но нет. На этом мои приключения не закончились. Я почти успел вернуться засветло. Оставалось спуститься с хребта, чтобы попасть в лагерь, спускаться нужно по веревке 40-метровой. А я не вижу ее. Фонарик сел, рация села, я хожу, ищу веревку. Не знаю, сколько бродил. Вода кончилась, еды нет, силы на исходе, устал, уже 22 часа на ногах. Сначала думал организовать себе холодную ночевку, вырыл в снегу ямку, потом решил все-таки попробовать найти кого-то на хребте. И наткнулся на других ребят. Меня, оказывается, уже все потеряли. Парни меня накормили, напоили чаем и уложили в палатке на ночь. А уже утром мы с Анатолием из Тагила начали спуск обратно, – рассказывает Ярослав.
В свой следующий «горный отпуск» он планирует отправиться следующим летом. Сомнений в том, что все получится, у Ярослава нет. И уже есть планы на более долгую перспективу. После «Снежного барса» он планирует стать «Снежным барсом России», а значит совершить подъем еще на десять высочайших вершин страны и пограничных с ней государств.