«Ты либо побеждаешь, либо учишься»: Секулич о новой жизни в «Зените»
Летом 2025 года стало известно, что баскетбольный клуб «Зенит» возглавит новый тренер. Испанца Хавьера Паскуаля сменил словенский специалист Александр Секулич. До 2024 года он работал с «Локомотив-Кубань». И впервые сумел вывести команду в финал Единой лиги ВТБ. Кроме того, в статусе тренера добивался чемпионства Словении и Чехии и был признан тренером года в Словении.
Какие планы у него с «Зенитом» в этом сезоне и как планирует привести команду к чемпионству, узнал «Я на спорте» в личной беседе с Александером Секуличем.
— Этим летом стало известно, что вы станете главным тренером баскетбольного клуба «Зенит». Как вы восприняли это предложение, кто и когда вам его сделал?
— Да, вскоре после того, как объявили, что Хавьер Паскуаль, который проделал потрясающую работу здесь, в «Зените», покидает клуб, вот, вскоре после этого начались переговоры агентов со мной. Мы быстро пришли к соглашению, потому как были обоюдно в этом заинтересованы. Я был крайне рад и горд, что меня рассматривали и назначили главным тренером такого клуба, как «Зенит».
— А какие у вас отношения с предыдущим тренером, Хавьером Паскуалем? Возможно, вы друзья? Вы общались с ним до этого?
— Да, мы уже встречались раньше. Мы не друзья, мы коллеги. Я его очень уважаю, и он неоднократно говорил с уважением обо мне и моей работе тренера. Нет необходимости рассказывать о Хавьере, потому что все здесь, в Санкт-Петербурге, и не только в Санкт-Петербурге, но и во всей Европе, знают его. Впрочем, он ещё и чемпион Евролиги, и это многое говорит о его способностях. Я познакомился с ним, когда он был тренером «Барселоны», и я считаю, что у нас прекрасные отношения.
— Когда вы узнали, что переходите в «Зенит», что стало для вас самой важной задачей на посту главного тренера «Зенита»?
— Создать команду. Создать команду, которая сможет оправдать ожидания клуба и фанатов из Санкт-Петербурга и всей России. То, чего «Зенит» добился за последние годы: победа в Единой лиге ВТБ, победы в Суперкубках, они также были близки к попаданию в «Финал четырёх» Евролиги — множество таких достижений клуба заставляют меня чувствовать возложенную ответственность.
— А что было самым сложным для вас, когда вы пришли? Культура, язык или, возможно, стиль игры?
— Нет, было трудно. Я имею в виду, все здесь очень вежливы, пытаются помочь, что облегчает мой переход в этот клуб. Также языковой барьер. Я плохо говорю по-русски, но многое понимаю. Мне бы хотелось поскорее выучить русский язык. А всё остальное, конечно, связано с командой — сформировать команду, которая будет оправдывать высокие ожидания. И это, конечно, самая сложная задача.
— Это уже не первый ваш российский баскетбольный клуб. Ранее вы работали с «Локомотив-Кубань». За это время вы узнали там какие-то местные традиции, выучили что-то по-русски?
— Да, я немного говорю по-русски, основные фразы. В то же время здесь много людей, которые не говорят по-английски, поэтому я стараюсь говорить по-русски. Я об этом не знал до того, когда приехал в Россию работать в «Локомотив-Кубань». В то время я совсем не знал русский, даже несмотря на то, что в нём много общего, много похожих слов с моим родным словенским или сербским, так как я наполовину серб, мой отец из Сербии. Может быть, поэтому мне немного легче понимать ваш язык.
Иногда я звучу забавно, иногда меня не понимают. Мои дети раньше ходили в русскую школу, и они бегло говорят по-русски, гораздо лучше меня. Они кое-чему меня учат. Когда я говорю по-русски, они всегда меня поправляют: «Так неправильно», — стараются исправить мои ошибки.
— Расскажите, пожалуйста, как вас встретил Санкт-Петербург, вам понравился город? Как вам погода? Возможно, у вас уже есть здесь любимые места?
— Пока у меня не было времени осмотреть Санкт-Петербург. Город прекрасный, изумительный. Я бывал здесь раньше, поэтому я больше так не удивляюсь красоте этого города. Но для меня он всё равно один из самых красивых городов Европы или даже мира. Я бывал во многих городах мира, но такого города, как Санкт-Петербург, я нигде не видел.
— Вам здесь не холодно?
— Увидим, увидим. Погода прекрасная, мне нравится, много солнца, немного прохладно. Мне говорили, что здесь всегда пасмурно, но пока я здесь, дни в основном солнечные. Я думаю, что это хороший знак для команды и для нашего успешного сезона.
— Что вам сказала ваша семья, когда узнали, что вы переезжаете в Санкт-Петербург?
— Вообще, моя семья очень любит Россию, поэтому они были рады, когда узнали, что мы переезжаем в Санкт-Петербург. Они приехали со мной после чемпионата Европы по баскетболу. Дети уже ходят здесь в международную школу.
— Есть ли какие-то ключевые тренерские принципы, которые вы привезли с собой из Европы, и как они приживаются в Петербурге? Они здесь работают или нет?
— Если речь идёт о том, как я тренирую, то, в первую очередь, я стараюсь заставить игроков работать в полную силу. Когда они на игровой площадке, они выкладываются на полную. Я люблю говорить: «До пустого бака». Во-вторых, мне нравится использовать преимущества игроков. Не только быть тренером, который говорит, что делать, но и побуждать их быть самими собой, чтобы они стали лучшими версиями себя и помогли команде стать лучше.
— А какую главную тактическую инновацию вы бы хотели ввести в «Зените»?
— Пока сложно говорить о каких-то баскетбольных инновациях. Я уделяю больше внимания применению возможностей отдельных игроков для общего успеха команды. Но я хотел бы сделать акцент на паре вещей: во-первых, нужно постараться играть в баскетбол быстрее, в более высоком темпе, чтобы игроки могли сделать больше удачных бросков в кольцо и предшествующих пасов с отскоком, оказывая давление на соперников. И ещё я пытаюсь убедить игроков зарабатывать очки «второго шанса» во время подбора у кольца противника.
— В этом сезоне значительно обновился состав команды. Каким вы видите баланс между опытными и молодыми игроками? Сколько времени нужно, чтобы они начали играть как настоящая команда?
— Как вы и сказали, состав команды значительно обновился. Есть и новые российские, и новые иностранные игроки. Нам нужно немного времени, чтобы лучше изучить друг друга, чтобы понять чужие привычки, сыграться на площадке и узнать, чего можно ожидать друг от друга. По моему мнению, которое я обсудил с менеджером клуба, нам нужно иметь сильное ядро российских игроков. Именно сильные российские игроки позволят нам выделяться среди лучших команд. Если мы сможем играть как единое целое, все, сплочённые одной целью — одержать победу и получить титул, значит, мы будем на правильном пути. Но для этого нужно немного времени.
— Как вы поддерживаете ребят после поражения? И есть ли у вас в команде какие-то небольшие традиции?
— Не все победы и поражения одинаковы, особенно если мы проигрываем: все в плохом настроении, ну или точно не радуемся этому. Но я говорю, что поражение должно быть «высоким». Существует два типа поражения. Если знаешь, что выложился на полную, что сделал всё, что мог, тренер ты или игрок, — если мы сделали всё, что могли, чтобы выиграть, и нам не удалось, мы можем только поздравить соперников и сказать: «Вы играли лучше нас», — вот и всё. А если не выложился, не играл до полного опустошения или не был честен с собой и товарищами по команде, не отдал последние силы, я имею в виду и концентрацию, и энергию, что угодно, тогда это проблема, с которой нужно работать и которую нужно устранить. Тогда именно тренеру нужно искать решение проблем и стараться исправлять ошибки, допущенные в игре, чтобы команда играла лучше. Я всегда говорю, что любое поражение нас учит. Этому же я пытаюсь научить своих детей: ты либо побеждаешь, либо учишься. Эту философию я стараюсь применять и с командой.
— Какова ваша главная цель в этом сезоне?
— Как я сказал вначале, учитывая историю и результаты «Зенита» в прошлых сезонах, основная цель — получить титул. Это основная цель. Но есть ещё и второстепенная цель, которая также важна для достижения основной цели: я хочу, чтобы в конце сезона каждый игрок стал лучше, чем он был в начале сезона, и я надеюсь, это тоже поможет нам выиграть титул.