Ипотека за руины: как жители Ямала борются за собственное жильё в Тюменской области
Ямальцы, ставшие заложниками обстоятельств по вине нерасторопного застройщика, ищут правды в судах. Как шаг от мечты до реальности может растянуться на годы, разбиралась редакция «Ямал 1».
Яркая, вызывающая доверие пиар-кампания, заманчивые ценовые предложения и заветные квадратные метры на обособленной территории новенького коттеджного поселка «Сезоны» — именно так в 2023 году начиналось знакомство более чем полусотни семей с застройщиками. Среди потенциальных новоселов оказались и ямальцы — жители Тазовского и Нового Уренгоя.
Покупателей коттеджей в поселке Мальково, раскинувшемся в живописной локации на Старом Тобольском тракте, заверили: дома будут сданы в срок, а люди ничем не рискуют. В подтверждение — красочные презентации и положительные отзывы от довольных экс-клиентов, ставших новоселами. Не сомневающиеся в успехе предприятия, будущие собственники ринулись в банки. Суммы внушительные: не менее 6 миллионов рублей за объект недвижимости — такие деньги едва ли в полном объеме найдутся у каждого.
Предполагалось, что застройщики — в качестве них выступали амбассадор известного бренда «Плюсы загородной жизни» — Андрей Алферов и его напарник, предприниматель Денис Тебеньков, а также группа компаньонов-индивидуальных предпринимателей, о существовании которых приобретатели недвижимости узнали позже. Изначально работали застройщики под эгидой бренда СК «Монолит». К слову, сами застройщики, в том числе и в ряде СМИ, позиционировали себя как руководители компании «Монолит».
«Мы начали понимать, что попали в переделку»
— Сначала все было в порядке: застройщики взялись за дело, времени на исполнение обязательств вполне хватало. Мы начали выплачивать ипотеку, уже строили планы — были уверены, что новоселье отметим, начнем обустраивать свое гнездышко. Ведь сам застройщик заверял на личных встречах, что сдадут в срок, но до октября 2024-го у нас не было даже коробки и крыши, только фундамент. Но так как подходило время очередного транша, был выполнен этап установки окон и двери. А после получения последнего транша в размере более 2 миллионов рублей, стройка была заморожена и работы, предусмотренные договорами, остановились. Мы начали понимать, что попали в переделку, — делится собственник из Нового Уренгоя Денис Собин.
Сети, внутренняя отделка и обустройство коммуникаций были выполнены с нарушениями либо отсутствовали вообще, говорят горе-новоселы. Когда сроки выходили, собственникам предлагали подписать допсоглашения, впрочем, проблему это тоже не решало: время шло, а заселяться в недостроенные дома по-прежнему было невозможно и даже небезопасно.
— Не выполнен фасад, утепление крыши. Мне должны были дом сдать 31 января 2025-го года. Для проживания он непригоден. Ну как мы с ребенком будем жить? Есть я, мой ребёнок и недостроенный дом, — сетует собственник дома на улице Душевной Ольга Сайгулина.
Так, некоторые собственники, отчаявшись получить качественные дома на обещанных условиях, решились на расторжение договоров. При этом кредитные обязательства за людьми по-прежнему остаются: ипотеки за «руины» ежемесячно опустошают семейные бюджеты. Другие же продолжили требовать с застройщиков привести жилье в надлежащий вид.
— В 2025-м году мы приехали в мае месяце: у нас еще не было окон. Перекрытия потолочные были все в плесени. Потом они (застройщики. – Прим. авт.) постепенно начали это делать. После того, как мы начали говорить, что будем обращаться в прокуратуру, что нет сил ждать, в августе этого года они поставили нам окна, двери — это все было второпях. Голова поседела уже, постоянно на лекарствах, — говорит собственница из Тазовского Ольга Яндо.
Дома находятся в высокой степени готовности
Сами же застройщики заверяют — непригодных для жизни домов, к которым предъявляют претензии собственники, в «Сезонах» нет. Замечания — да, имеются. Что касается переносов сроков — здесь помехой стал целый ряд причин, среди которых падение спроса, инфляция, удорожание материалов и другие факторы. Также вопросы есть и к самим клиентам, заверяет застройщик Денис Тебеньков.
— Были нарушения договоров и со стороны клиентов. По ряду клиентов есть смещение сроков по оплатам, невыполнение обязательств. Если нет оплаты, как можно следующий этап вести, когда основная масса сделок — ипотечные? И они практически все были траншевыми. Когда отменили господдержку, когда изменилось финансирование, у потребителей спрос упал — один из моментов. Другой момент — изменение налоговой системы. У нас неожиданно появляется НДС, который мы не закладывали в стоимость, когда выходили в сделки с клиентами, то есть там дополнительные расходы. По некоторым домам выходило до 500 тысяч. Поэтому эти расходы были неожиданными и незапланированными, — пояснил Тебеньков.
Как считают застройщики, на сегодня дома в высокой степени готовности, и работы на объектах продолжатся. Большинство домов, по оценке исполнителей, готовы на 90–95%. При этом выход на финишную прямую на этот раз отложили из-за погодных условий.
Убытки, разочарование и вера в правду
Сами же собственники, имеющие на руках не одно экспертное заключение, с позицией о готовности объектов в корне не согласны и подсчитывают убытки.
— Работы были сделаны неквалифицированными работниками, что и подтверждает экспертиза. По моему дому крышу полостью нужно будет демонтировать и монтировать заново, потому что там присутствуют зазоры, которые несовместимы с дальнейшим проживанием. Полностью, получается, все коммуникации переделывать в доме нужно, также штукатурные швы между блоками, трещины в блоках, монтаж окон также произведен неверно, — в подтверждение своим словам собственница дома на Душевной Галина Семенова показывает кипу документов и экспертиз.
Жизнь собственников, которые так и не смогли заехать в дома мечты, в последнее время превратилась в бесконечную борьбу. Правда, вместо коттеджей, как к себе домой люди вынуждены ходить по правоохранителям, выстраивая маршрут от полиции до прокуратуры и следкома.
Несмотря на возникающие сложности, приобретатели не опускают рук и уверены — правда на их стороне. А пока на повестке обращения в Генпрокуратуру, главк СКР, хождение по судам. И, разумеется, ипотеки: их никто не отменял.