«Пожалела, что не уехала раньше»: депутат из Ноябрьска – о службе в зоне СВО
Депутат из Ноябрьска Елена Земенкова покинула город, чтобы помогать солдатам ковать победу в зоне СВО.
Ямал далеко. Военные рубежи – близко. Депутат из Ноябрьска Елена Земенкова покинула город, чтобы помогать солдатам ковать победу в зоне СВО. Попасть туда оказалось непросто – в женщинах на линии фронта потребности не было. Елене, пытавшейся уйти добровольцем с февраля, это удалось лишь в июле. Она планировала приехать домой на месяц. В итоге пробудет с родными только 15 дней. А потом вернется обратно. Туда, где стреляют. Где так же сильно ждут. Куда она просто не может не вернуться.
Своих детей туда не пущу
Привычный комфорт ушел в прошлое, сменившись на бесконечные взрывы и сырые подвалы. Вместо пациентов ЦГБ – Елена медсестра с 30-летним стажем – «тяжелые» бойцы со страшными ранениями. Близким пришлось смириться с твердым намерением северянки, но принять – едва ли.
«Я приняла решение, что увольняюсь с работы, поеду самостоятельно. Детям своим я боялась это озвучивать, пока не будет конкретики. Я им сказала, когда действительно мне нужно было уезжать. Сказала, что приняла решение. Оно неоспоримое. Было много слез, ссор, непонимания. Туда я своих детей не пущу, поеду за них. Они должны воспитывать своих маленьких, а я буду оказывать помощь. Пусть мои дети живут под мирным небом, а я буду там», – делится Земенкова.
Люди привыкают жить под прицелом
Знакомство с Донецком было неоднозначным. Когда северянка приехала туда, то увидела обыкновенный город, где люди ходят на работу и в магазины, там бегают дети – все идет своим чередом. Казалось, Донецк не знает взрывов, прилетов и обстрелов. Обманчивое впечатление.
«К вечеру я это все услышала сама, и меня удивило, что люди различают, откуда прилет, какой снаряд, с какой стороны. Мне казалось, что это гром, гроза – такие звуки. Мне показали, где сгоревшие квартиры, машины. Не могу привыкнуть, что люди спокойно рассказывают о гибели детей. Это их жизнь. Обычная. Это очень страшно, что люди к этому привыкают. Никогда не смогу спокойно так говорить. Не знаю, как это делать. После приезда на Донбасс я вижу совсем другую жизнь. И наши житейские проблемы – это такие мелочи», – резюмирует Елена.
Несмотря на то, что ситуация сейчас относительно стабилизировалась, обстрелы Донецка продолжаются. До сих пор гибнут люди – мирное население, говорит Земенкова.
Солдат разрывает осколками
Защита мирных граждан, прорыв, оборона – бок о бок на Донбассе стоят местные жители и российские солдаты. Нет разницы в возрасте, в опыте – все бьются до последнего. За победу.
«Там у людей отрывает ноги, отрывает руки, разрывает лицо, живот. Тяжелые ранения. Если осколок попадает в брюшную полость, там разрывает все. Человек лежит, весь кишечник у него порезанный. Часть удаляют. С желудком уже проблемы – с дренажами человек лежит. Долго восстанавливается. Но люди с такой радостью едут в больницу, что их спасут, что довезут. И они потом опять же возвращаются в строй. Воевать дальше. Если бы я сейчас вернулась в больницу к себе, я бы уже по-другому видела боль наших пациентов: мелкие раны какие-то, операции – это все можно перетерпеть», – говорит жительница Ноябрьска.
Оружие у ВСУ будто бесконечное: пушки, пулеметы, автоматы, мины, постоянно обстреливают танки. Много потерь. На линии соприкосновения, где идут обстрелы, каждый должен себя беречь и знать, как правильно оказать помощь. Каждая жизнь – это один боец, который в строю.
Никогда не знаешь, где твоя мина
Не всегда обходится без потерь. Порой виной всему – современные привычки: телефон, интернет, соцсети. Важно понимать, где можно пользоваться гаджетами и где нельзя. На боевой позиции нужно уметь правильно расставлять приоритеты.
«У нас был случай, что выходили из окопов, ловили сеть. С квадрокоптера скинули мины, и было семь трехсотых (раненых). Только потому что стояли и в телефоне, в соцсетях, смотрели фильмы. Да, вроде бы как ничего сложного, вроде бы слышишь, но ты отвлекаешься. Эта самоуверенность ни к чему на войне. Никогда не знаешь, где твоя мина. Свою мину ты не услышишь. Это говорят все бойцы, которые с 2014 года воюют. Всегда нужно бояться и всегда нужно прятаться от этих взрывов. Хочу попросить всех ребят, которые служат, чтобы были внимательны», – обращается к солдатам Земенкова.
В расположении у бойцов даже есть стена, где хранятся простреленные телефоны. Именно ими солдаты пользовались в окопах. Стенд наглядно показывает, к чему приводит использование гаджетов на линии боя. Правда, сейчас телефоны запрещают – в некоторых подразделениях даже кнопочные. Для звонков есть специально отведенное время.
Бойцы называли мамой
В зоне СВО Елена Земенкова служит фельдшером роты. Она помогает солдатам овладеть навыками первой помощи – в периметре боя это наложение жгута на конечности, шею, умение пользоваться турникетом, гомеостатическими средствами. Помимо этого северянка в буквальном смысле обустраивала быт и готовила для солдат.
«Стараешься готовить для бойцов домашнее, чтобы они чувствовали себя как дома. Забота по медицине, в еде, чистоте. Они приходят на позицию и даже стали убирать, со стола вытирать. С моим приходом старались поддерживать чистоту. Сами мыли после себя. Старалась тепло и уют сделать. Как себе, так и бойцам. Они иногда лежат, я блинчики жарю, запах идет, они как дома. Женщина у плиты – запах домашний, вкусный. Меня все мамой называли», – вспоминает Елена.
Земенкова даже на военных рубежах старается найти своих, ямальцев. Встречалась с надымским активистом Игорем Заборовским – помогала доставить гуманитарку военным северянам.
Пожалела, что не уехала раньше
Несколько месяцев на линии соприкосновения. Изменилось ли что-то в восприятии этой хрупкой, но крайне мужественной северянки?
«Я не разочаровалась. Только пожалела, что еще раньше так не поступила. Что упорно не искала, а ждала, когда можно будет уехать. Я считаю, что сделала правильный выбор. Что приехала и помогаю. Если не мы, то кто? Должны быть мужественными. Не хочу свой пример показывать, но я там. И сейчас в отпуске, но снова поеду туда. Я просто уже не могу туда опять не поехать. Потому что я увидела, насколько могу помогать людям и сколько я еще могу сделать».
Подписывайтесь на Ямал1 в VK, ОК и следите за главными новостями Ямала в нашем telegram-канале.